На фразу «жизнь — игра» люди реагируют по-разному. По моим наблюдениям, некоторые начинают злиться. Очень серьезные люди считают, что все в жизни сложно. Надо упорно трудиться и преодолевать преграды, чтобы чего-то добиться и обеспечить себе будущее. Людям весёлым, наоборот, нравится идея жить играючи. Для них — это вызов и приключение. Они рассматривают игровой процесс, как захватывающий и интригующий.
Давайте сегодня попытаемся посмотреть не на жизнь, а на бизнес, как на игру.
Начало игры
Что нужно, чтобы началась игра?
Должны быть игроки, скажете вы. Не торопитесь. Чтобы возникла игра, нужен тот, кто её создаст. Назовём этого человека создателем игры. Что он должен сделать?
1. Определить цель: к чему должна привести игра, какие надежды она реализует?
2. Сформулировать правила: что игроки могут делать, а что — нет.
Чаще всего учредитель бизнеса создает игру. Сначала возникает «гениальная идея», которую он хочет воплотить в жизнь. А кто будет воплощать замысел? Для этого нужен директор.
Ура, появляется первый игрок. Теперь надо набрать команду игроков — других сотрудников.
Особенности игры
Игроками становятся те, кто знает правила и хочет добиться цели.
Ещё всем участникам нужна «горячая сосиска». Это термин использовали голливудские сценаристы ещё в тридцатые годы XX века. Он означает трофей, за которым носились герои на протяжении всего фильма: любовь пышногрудой блондинки, сундук с золотом, затонувшие сокровища и тому подобное. Подробно этот феномен описал Л. Рон Хаббард в своих лекциях Филадельфийского докторского курса. В любой бизнес-игре тоже нужна «горячая сосиска» — приз, который будет поддерживать интерес игроков в определенный момент времени.
Проблемы в игре
Теперь внимание! Есть проблема, с которой вы можете столкнуться.
Если вы создаете игру, ОСОЗНАЙТЕ следующее: как создатель, вы не подчиняетесь никаким правилам. Захотели в пятницу поехать в Венскую оперу на открытие сезона—поехали. Захотели полететь в Австралию спасать коал от пожара — полетели.
Но если вы — директор, вы — участник игры и обязаны:
а) подчиняться правилам;
б) играть, как и все остальные.
У меня много примеров, когда владелец замыкал на себе производственные вопросы и создавал проблемы остальным, отсутствуя на рабочем месте «по своему хотению».
Проблема вторая: играют не все. Почему? Вроде бы, цель достойная, правила есть, «горячая сосиска» соблазнительная, а интереса нет... Вопрос на миллион! Дело в том, что у вас не игроки, а фигуры.
Вспомните сотрудников, которым постоянно нужны приказы. Это они, родимые. Фигуры играть не собираются, постоянно ждут чётких и ясных приказов от игроков. Выполнив приказ, останавливаются и ждут следующего.
Посмотрите, что происходит в вашей компании. Оцените себя и своих людей.
Факторы эффективной игры
Чтобы бизнес-игра стала успешной, сделайте следующее:
1) разделите функции создателя игры (учредителя) и капитана команды (директора);
2) передайте повязку капитана лучшему игроку или играйте в полную силу сами;
3) поставьте фигуры под игроками, но не наоборот.
По секрету скажу, что есть ещё помощники игроков, сломанные фигуры и «разрушители игр». Но это уже более глубокая тема, которую я обычно разбираю на семинарах и конференциях.
Пока же предлагаю вам посмотреть на описанное выше и применить это к своему бизнесу. Уверен, результат будет уже на этом этапе.
Андрей Круглов
Общественная редакция в Екатеринбурге
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.