Алексей Башкиров, основатель благотворительного проекта Donum, опытный частный инвестор, работающий с технологическими компаниями в таких регионах, как Юго-Восточная Азия, Индия, Европа и Россия, делится своим взглядом на уникальные аспекты, а также рассказывает про ключевые условия, которые способствуют успешному выводу IT-бизнеса за пределы нашей страны.
Привлекательность зарубежных рынков для российских Tech-компаний
Российские технологические компании стремятся выйти на международные рынки по множеству причин, среди которых главной является возможность значительного увеличения бизнеса.
Например, разработчик мобильных игр Playrix, основанный братьями Бухманами из Вологды, с годовой выручкой в $1,7 миллиарда в настоящее время входит в число десяти крупнейших компаний в игровой индустрии по всему миру. Однако, прежде чем начать свою экспансию за границу, они столкнулись с тем, что их рост составлял всего 10-12% в год и не превышал этого уровня.
При этом значительно вырасти в десять раз, оставаясь только на российском рынке, оказалось невозможным. Поэтому Playrix приняла решение открыть офис в Дублине и начала активно осваивать зарубежные рынки. Башкиров Алексей отмечает, что в 2020 году, большинство покупателей игр компании приходилось на США, на втором месте был Китай, а Япония занимала третье место. Интересно, что российские продажи составляют лишь 2% от ежегодной выручки, хотя продуктами Playrix пользуются 35 миллионов россиян.
Влияние международной деятельности на финансовые показатели
В современных условиях компаниям, развивающимся на зарубежных рынках и сохранившим связи с Россией, выручка в иностранной валюте помогает лучше контролировать финансовые результаты на фоне неожиданного изменения курса рубля. Более того, валютные поступления можно использовать для закупки товаров и услуг за границей. Технологические компании не только участвуют в международных бизнес-процессах, но и остаются на связи с актуальными трендами и коммьюнити, тестируя свои разработки на новой аудитории и собирая ценный фидбек, который может быть применён на родине.
Изменения на tech-рынке: сложности и новые вызовы
За последние 5-7 лет ситуация на рынке технологий значительно усложнилась, сообщает Башкиров Алексей. По данным PitchBook, объем глобальных венчурных инвестиций в 2023 году снизился на 35% и составил $345,7 миллиарда. Участники рынка начали осознавать, что быстрый старт и стремительный рост стартапа не всегда ведут к выходу на уровень окупаемости.
С началом 2022 года российские IT-компании, столкнувшись с ограничениями на наиболее развитых рынках США и Европы, начали активно искать новые возможности в ближнем зарубежье, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Однако компенсировать потери от закрытия западных локаций таким образом не удалось. По прогнозам аналитиков компании «Яков и партнеры», в 2023 году экспорт IT-решений упал на 44-47% по сравнению с 2022 годом, составив от $3,1 до $3,3 миллиарда.
Операционные сложности и новые преимущества
В результате появилась новая группа проблем, связанных с операционной деятельностью российских компаний и их основателей, объясняет Башкиров Алексей Владимирович. Это включает трудности с открытием и поддержанием банковских счетов, получением необходимых лицензий и согласований от государственных органов, а также заключением B2B и B2G контрактов.
Тем не менее, рынки Юго-Восточной Азии, Индии и, с определёнными оговорками, Латинской Америки предлагают несколько ключевых преимуществ, которые делают их привлекательными для российских основателей и инвесторов.
Частный инвестор Алексей Башкиров сообщает, что для выхода на международные рынки ключевыми факторами являются поиск ниши, подбор команды, а также формирование стратегии.
Источник фото: www.floridacondohoalawblog.com